Друзья

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Друзья » Жизнь православная » Пропаганда православия


Пропаганда православия

Сообщений 1 страница 17 из 17

1

Проблемная тема. Я постоянно об этом думаю, а к каким-то определенным выводам никак не приду. Может, вместе разберемся?
Несколько лет назад - пять, наверное, случился у нас с одним священником интересный разговор. Говорили мы совершенно свободно, без стеснений, потому что он близкий друг нашей семьи, и воспринимаем мы его, как друга прежде всего. Случается и поздороваться с ним: "Привет, батюшка!"  :blush: Но дело не в этом. Дело в сути разговора. Тогда мы спорили с ним до хрипоты о том, должны ли православные священники способствовать обращению в православную веру неверующих, равнодушных. Тогда мы с мужем с пеной у рта доказывали батюшке, что с таким подходом, как у Церкви: "Кто верит, сам нам к нам придет", она скоро всю паству растеряет. Я тогда говорила: "Почему вы не идете в школы, не проводите беседы? Почему так равнодушны к тем, кто впервые в храм пришел? Сектанты тут же под белы рученьки подхватят на пороге, на лучшее место проведут, все покажут и расскажут, книжечек с собой дадут. А у вас не равнодушие даже - вы просто не замечаете этих людей". Тогда батюшка стоял на своем: мол, мы рады тем, кто пришел к нам осознанно. А если, говорю я ему, эта осознанность еще не сформировалась четко, если человек пока только сомневается - его надо поддержать, направить. Так мы ни до чего тогда не договорились, каждый при своем мнении остался.
Сейчас же все по-другому. Теперь этот самый батюшка выступает с речами и напуственными словами перед рок-фестивалями, проводит встречи с молодежью, дает интервью в газете. И не только он - такова теперь политика Церкви. Основы православной культуры в школах уже несколько лет преподают. Недавно я писала об одной учительнице, преподающей ОПК в обычной школе. Она во время интервью сказала: "Мы не ставим перед собой четкую цель - привести к вере, хотя это, конечно, желательно". И почему-то меня эта фраза резанула. Получилось все вроде бы так, как мы и говорили во время того спора. Откуда же тогда дискомфорт? Вот уже и губернаторы говорят (помните, в соседней теме), что русский человек без православной веры - пустое место. И складывается впечатление, что машина миссионерская запущена (это хорошо), вот только мчится она вперед "без руля и без ветрил"... Или я сгущаю краски? Как вам кажется? Очень интересно услышать ваше мнение по этому поводу.

Отредактировано тата (2010-08-18 09:56:17)

2

И вообще много таких вот "смущающих" моментов. Вы обратили внимание на то, что помощь погорельцам на этот раз собирала Русская православная церковь? Не центры социальной помощи, не какие-то общественные организации. Оказание помощи - это здорово, я ни минуты не сомневаюсь. Но почему именно церковь? Почему она оказалась единственным в этом деле добровольцем? Не сложилось ли у вас впечатление, что государство отдало эту миссию Церкви на откуп? Сознательно самоустранилось, предоставив возможность не просто помочь от чистого сердца, но и "пропиариться"?
Простите, если я задела своими словами кого-то. Но ведь лучше говорить честно, правда?

3

Могу сказать только свое мнение. Была уверена и уверена сейчас, что миссионерство в чистом виде - суть самообман. Тот, кого Господь позвал - сам придет и то, что его интересует - сам спросит.
Это как с психологией. Пока человек не просит и не умоляет тебе дать ему ответ - можно говорить часами очень правильные вещи, но он не слышит. Так зачем говорит глухому?
Другой вопрос - что если некто уже захотел, то информация должна быть доступна. Мы на занятиях в колледже придерживаемся именно такой линии. Она скорее ближе к позиции батюшки, о котором Вы рассказали - той позиции, которая была в начале. То есть точно по словам преподавательницы ОПК.
Люди же по отношению к вере на разном расстоянии находятся. Видно тех, кому "пофиг". Ну пофиг и пофиг, гуляй дальше. Вторые - те, кто крещены, но вообще ничего не знают. Я тут приводила ответ на вопрос, кто крестил Русь: "Иван Креститель". При работе с ними образовательная цель - расширить их эрудицию, чтобы глупостей не говорили. А дальше опять же - пусть делают, что хотят.  Третьи - сомневающиеся, думавшие о вере - здесь может быть миссионерство. Но для этого нужно внутренне "гореть". Потому что в общем кроме того, что наша вера правильная и рассказе о чудесах рассказывать нечего. О вере вообще рассказывать невозможно, также как о любви. Как о любви рассказать тому, что не любил?  :dontknow: И последние - те, кто считает себя православными, бывает в церкви.

тата написал(а):

Не сложилось ли у вас впечатление, что государство отдало эту миссию Церкви на откуп? Сознательно самоустранилось, предоставив возможность не просто помочь от чистого сердца, но и "пропиариться"?

Именно такое впечатление и сложилось.
Сегодня попозже еще расскажу, что я об этом думаю.

Очень интересно было бы узнать и другие мнения. :)

4

тата написал(а):

с таким подходом, как у Церкви: "Кто верит, сам нам к нам придет", она скоро всю паству растеряет

Раньше я тоже так считал. Теперь думаю, что "добровольные" (как колхозы в своё время) ОПК, губернаторы расшибающие лбы об пол (причём не свои, а чужие),
и вообще срастание Церкви и власти, всё это только отталкивает людей от веры.

Знаете, почему Ленин ненавидел Церковь?

5

GreyLP написал(а):

всё это только отталкивает людей от веры

Вот тут не соглашусь. Не от веры оттталкивает, а от церкви как общественного института. Вера-то тут при чем?

GreyLP написал(а):

Знаете, почему Ленин ненавидел Церковь?

Почему?

6

тата написал(а):

Вот тут не соглашусь. Не от веры оттталкивает, а от церкви как общественного института. Вера-то тут при чем?

В умах обывателей это как правило одно и тоже.

тата написал(а):

Почему?

К главе семейства Ульяновых – Илье Николаевичу – приехал чиновник из Ведомства народного образования. Ульянов-старший стал печаловаться, что его дети не любят ходить в церковь, на что гость ответствовал: "Сечь, сечь надо!" Ленин в ответ будто бы выбежал во двор, сорвав с шеи крест, который ещё носил, и бросил его на землю. Имела ли эта история место в действительности, неизвестно. Дело в том, что на следующий год Владимир Ульянов пожертвовал 50 копеек из карманных денег на возведение нового храма в Москве. Деньги, надо сказать, по тем временам для юноши немалые. Возможно, история расставания Ленина с Церковью была сложнее, чем представлялось его советским биографам.

Вместе с отцом Владимир Ульянов состоял в гимназическом братстве во имя Сергия Радонежского. Что там произошло, мы не знаем, но история эта имела очень худое продолжение. После революции Ленин стал инициатором осквернения мощей преподобного и страшно радовался, слушая о подробностях этого кощунства. Так рвал он не только нить, которая связывала его с величайшим из русских святых, но и с отцом, который был верующим человеком. В отличие от чиновника, исповедующего привитие веры с помощью розг, Илья Николаевич Ульянов придерживался иных взглядов. Сохранилось его послание к попечителю Казанского учебного округа, где Илья Николаевич писал:

"…Преподавание только тогда и плодотворно, когда носит на себе печать истины. А истина проявляется тогда, когда в преподавателе Закона Божия ученики видят человека Божия, соединяющего с надлежащим образованием святость жизни и постепенную ревность о славе Божией и о вечном спасении учеников, – если уроки наставления его исходят из сердца, полного христианской любви, то они проникнут и в сердце детей; когда и все прочие наставники ведут детей в том же духе уважения к Церкви и религии".

7

тата написал(а):

Сознательно самоустранилось, предоставив возможность не просто помочь от чистого сердца, но и "пропиариться"?

Продолжу. :) Ну а почему бы и нет? Почему у Церковь, как общественный институт (а хотим мы или не хотим, она таковым является) не должна создавать себе положительный имидж. Хотя бы в противовес тем силам, которые долбят уже второй десяток лет "Церковь - это бизнес".
ИМХО - это для христианина лучше, когда его добрые дела неизвестны, он это делает для спасения души. А о том, что хорошего и полезного для людей делает Церковь - пусть знают.

8

А может быть, всё-таки создание положительного имиджа начинать внутри, а не во вне? Ведь настоящее миссионерство не в словах и больших делах, а в ежедневной теплоте, любви... Вот шел человечек мимо храма, вдруг что-то внутри шевельнулось, впервые в жизни захотелось войти и взглянуть, а каково это - когда люди верят в Бога? Что он встретит в храме? Да вот как раз таки это равнодушие, как раз то самое "Сам подойдешь, если надо"... Это в лучшем случае. А в худшем - может и по ушам получить, за то, что встал на чужое место или свечку куда не надо поставил... Большинство приходов выглядят как закрытые клубы, бережно охраняемые прихожанами, а порой и самими батюшками. А ведь всё Евангелие, вся наша вера дышит любовью и приветливостью, и разве не именно этим древние христиане покоряли сердца людей? А может быть, я слишком наивна, что так рассуждаю? Я верующая уже двадцать лет, а за всё это время только в одном-единственном храме встретила вот такую простую и совершенно открытую приветливость... Абслютно ко всем приходящим. Зато дважды за это время я чуть было не ушла в другие конфессии -  потому что не могла понять, как же может наша вера быть такой светлой на бумаге и в душах, и такой ледяной в храмах. Я ни в коем случае не хочу сейчас быть обвинителем - поверьте, я пишу всё это с большой горечью. Я не могу понять, как можно выгонять из храма девушку, которая пришла в состоянии дикой депрессии после гибели двоих друзей - только за то, что она вошла в брюках. А именно так было с моей сестрой и выгнали её отнюдь не бабушки, а батюшка...
Может быть, я просто не понимаю чего-то, но на фоне всего этого создавание положительного имиджа в прессе, на всяческих конференциях и сборах мне кажется вообще ни в какие ворота не вписывающимся... Сбор вещей и средств для погорельцев - это очень хорошее дело, я даже спорить не буду, слава Богу, что так происходит, но почему нашей Церкви интереснее делать какие-то большие дела во вне, а не согревать людей внутри себя, ведь в храмы ежедневно заходят тысячи людей - впервые в своей жизни... Чем они хуже погорельцев?
Я ещё раз хочу повторить- пишу всё это без обвинения, а с попыткой понять... Потому что понять не могу и от этого очень тяжело.

Отредактировано Светик (2010-08-18 19:17:43)

9

Было и у меня такое... Я шла мимо своего храма, была в брюках, а тогда я остро переживала расставание с мужем и шла ничего не видя из-за слез. Зашла в храм.  На меня косо посмотрели, вроде узнали по лицу, ничего особо не сказали, но смысл  слов был такой:"Вы всегда должны быть готовы зайти в храм. поэтому надо носить юбки". Я ничего не сказала, с батюшкой тогда поговорила, он и не обратил внимание на то, что я в брюках.
Вывод мой такой... Везде человеческий фактор, это не Церковь гонит людей из храма в брюках, это люди на местах. Увы, с этим надо бы построже настоятелям в храмах.  Говорить на проповедях с паствой об этом, о милосердии, о любви, о снисходительности. И еще, важно помнить о том, что говорил отец Серафим Саровский, а говорил он так, что мы сильно удивимся, если нам будет суждено попасть в Рай,  кого мы там увидим!
Я наверное немного  неверно вспомнила слова. но смысл был такой.

10

Даже не знаю, что написать на эту тему....
Скажу только, как оно у нас происходит. На данный момент повсюду висят плакаты с таким высказыванием: "Кто верит во Иисуса Христа, имеет вечную жизнь." ("Wer an Jesus Christus glaubt, hat ewiges Leben.") Кто его вывесил - честно, не знаю, могут быть и католики, и кто-то вроде новоапостольцев... Внизу плакатов мелким шрифтом написано "Приходите к нам - мы расскажем вам о Христианстве", и телефон. И всё. Ни кто они, ни чем занимаются...
Лично я не знаю, что об этом думать - не нравится мне всё это. Уж слишком на секту какую-то похоже.
А Православные у нас пропагандой не занимаются. НО! К нам в храм постоянно приходят немцы - они, соответственно, не хнают, ни что платок и юбка нужны, ни куда заходить нельзя, ни как креститься... При этом их у нас никто не гонит! Более того, так как батюшка знает практически всех прихожан в лицо и по имени, он тут же вычисляет "пришельцев" и обычно, после службы, подходит к ним и разговаривает о чём-то. Многие после этого приходят ещё, некоторые даже крестятся.
А с месяц назад даже такой случай был - служим мы вечернюю службу, суббота, в храме 6 человек - батюшка, матушка-регент со мной, бабушка у лавки, чтец и один прихожанин. Посреди службы вдруг к нам заходит какой-то мужик турецкого вида, и не подходя к лавке становится практически на середину храма, снимает ботинки, носки, достаёт какой-то коврик, становится на колени, и начинает кланятся и что-то такое громко бормотать мешая службе! При чём явно не по-немецки и не по-русски. Побормотал-побормотал, потом встал, собрал свои "шмотки" и пошёл... прямиком в алтарь! Тут его, конечно, уже остановили - к нему чтец наш подошёл и сказал что-то вроде "извините, сюда нельзя." Этот потом ещё раза два пытался, но каждый раз был вежливо "отодвинут". После этого турок (или кем бы он ни был) спокойно вышел из храма. Мы спокойно дослужили службу. Потом выяснилось две вещи.
1. Тётя Наташа (которая у нас свечки в лавке продаёт) сказала, что с ней чуть инфаркт не случился, когда "такое" к нам зашло - мало-ли, а вдруг он нас взрывать пришёл! Помолился себе Аллаху и взорвал храм... Уже собиралась идти к нему и в случае чего бросаться грудью, но тут что-то её передёрнуло, и она потянула руку к молитвослову и открыла на первой попавшейся странице - "Приложения. Как обращаться с иноверами." И она не стала ничего делать...
2. Батюшка вполне заметил этого человека, но специально не стал ему ничего говорить или его прогонять - а вдруг ему срочно помолиться понадобилось? Ну мечети рядом не оказалось, зашёл в православный храм... Не мог же он знать, что там как-раз служба идёт.
Вот такая вот история. А теперь скажите мне - это пропаганда, или нет?
ЗЫ.:

тата написал(а):

Но почему именно церковь? Почему она оказалась единственным в этом деле добровольцем? Не сложилось ли у вас впечатление, что государство отдало эту миссию Церкви на откуп? Сознательно самоустранилось, предоставив возможность не просто помочь от чистого сердца, но и "пропиариться"?

В Германии ВСЕМИ благотоворительными пожервованиями и добровольной помощью в чём бы то ни было занимаются организации Misereor и Caritas - обе стоят на 100% под католической церковью. Просто для справки.

11

Ольга написал(а):

Почему у Церковь, как общественный институт (а хотим мы или не хотим, она таковым является) не должна создавать себе положительный имидж

И все-таки мне кажется, что момент для этого был выбран не самый подходящий. Когда на самом деле откликнулась на чужую беду только церковь - это одно, а когда помогали очень и очень многие организации, когда мобилизовался Красный Крест во всех бывших союзных республиках, а в телевизоре только золотые купола, нескромно это, некрасиво. Нечестно, в конце концов. Это пиар чистейшей воды. И от этого горько.

12

Светик написал(а):

ведь в храмы ежедневно заходят тысячи людей - впервые в своей жизни... Чем они хуже погорельцев?

Светик, совершенно с этим согласна. Мне тоже обстановка "клановости" в храме совершенно не близка.

тата написал(а):

Когда на самом деле откликнулась на чужую беду только церковь - это одно, а когда помогали очень и очень многие организации, когда мобилизовался Красный Крест во всех бывших союзных республиках, а в телевизоре только золотые купола, нескромно это, некрасиво. Нечестно, в конце концов. Это пиар чистейшей воды.

И с этим согласна. У меня сейчас телевизора нет, в интернете все выглядит вполне "пристойно" - на многих больших ресурсах организованы группы помощи, рассказывается, как люди ездят в пострадавшие районы, что там делают.
Но вот какой интересный вопрос. Церковь ли решает, кого показывать по центральным каналам, а кого не показывать? Думаю, что Вы, как профессионал больше в теме. Я думаю, что нет - решает канал. И да, это скорее всего определяется некоей директивой, указывающей, на что делать акцент. Тогда остается вопросы - должна ли была Церковь от этого отказаться и могла ли она это сделать...

13

Ольга написал(а):

да, это скорее всего определяется некоей директивой, указывающей, на что делать акцент. Тогда остается вопросы - должна ли была Церковь от этого отказаться и могла ли она это сделать...

почему бы не могла отказаться? Вполне могла бы. Сплошь и рядом случается в нашей практике, когда люди отказываются от интервью, от любых упоминаний о себе в прессе. Это нормально. Другое дело, когда человек не хочет встречаться с журналистами, но на него надавили - заставили. Начальство или еще кто.
Только боюсь, что тут и умысла-замысла никакого не было. Телеканалам дали отмашку, журналисты кинулись команду исполнять. Да, это проблема не церкви, скорее всего. Но вредит-то ее имиджу! Кому, как не церкви об этом беспокоиться?

14

Тата, видите ли, мы снова подходим к теме крайностей. К тому, что многие вещи делаются топорно. И думается мне, дело в том, что есть запрос на эту "нетонкость". Телевидение, реклама - совершенно не заточены под некий "думающий и тонко чувствующий контингент. Они сами формируют этот "дурной вкус", а потом сами же ему и соответствуют.
Я года полтора назад слушала интервью Эрнста, который открыто говорил, что телеканал - не есть место реализации его вкусов и эстетических предпочтений. Между строк было понятно, что делается "под народ". Вот и церковь также пропиарили - в соответствии со вкусами аудитории и в привычном стиле.

тата написал(а):

Но вредит-то ее имиджу! Кому, как не церкви об этом беспокоиться?

Получается, что нет "золотой середины". И нет выбора. Или действительно "ни слова", или так, как они умеют и привыкли. И это действительно очень жалко.

15

sunny, я тут Ольге кинулась отвечать, и совсем из виду упустила Ваше сообщение. Замечательные картинки из жизни - просто прекрасные. Вот только вопроса я не поняла: где пропаганда? Когда турок приходил? Или плакаты? С немцами, которых батюшка моментально вычисляет - можно сказать, что и пропаганда. Умелая, скрытая. Батюшка вряд ли ставит перед собой цель: сейчас, дескать, улыбнусь пару раз этим новеньким и они станут православными. Скорее всего, он просто умный и воспитанный человек, да к тому же и священник настоящий. Не такой, как некоторые, кто утверждает: "У меня такая же работа, как у всех остальных. От сих до сих отчитал и адью - рабочий день закончился".

16

тата написал(а):

где пропаганда? Когда турок приходил? Или плакаты? С немцами, которых батюшка моментально вычисляет - можно сказать, что и пропаганда

Вопрос был как раз про немцев. Спасибо!

тата написал(а):

из виду упустила Ваше сообщение.

:offtop: а можно на ты??? Как-то мне неуютно, когда ко мне человек в два раза меня старше на вы обращается  :blush:
А батюшка у нас и правда прекрасный. :-)

тата написал(а):

Да, это проблема не церкви, скорее всего. Но вредит-то ее имиджу! Кому, как не церкви об этом беспокоиться?

Не знаю, а может, так оно и надо? Ведь действительно, скорее всего не сама церковь в телевидение стремится. А что плохого в том, что люди неверующии увидят, что церковь - это совсем не только "батюшки на мерседесах"?

Ольга написал(а):

Телевидение, реклама - совершенно не заточены под некий "думающий и тонко чувствующий контингент. Они сами формируют этот "дурной вкус", а потом сами же ему и соответствуют.

Вот с этим согласна на 100%. Люди верующие и образованные (да и не верующие тоже) и так особо на рекламу чего бы то ни было поддаваться не станут - видно ведь в конце концов, чьих это рук дело и кто это всё затеивает.

17

sunny написал(а):

Люди верующие и образованные (да и не верующие тоже) и так особо на рекламу чего бы то ни было поддаваться не станут - видно ведь в конце концов, чьих это рук дело и кто это всё затеивает

sunny (тут я сразу на "ты" перехожу :yep:), очень-очень много людей поддаются. И умные, и образованные, ну прям семи пядей во лбу, а поддаются. Иногда диву даешься: ну ведь нельзя откровенной ахинее доверять! А доверяют, хоть тресни.


Вы здесь » Друзья » Жизнь православная » Пропаганда православия