Друзья

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Друзья » Жизнь православная » События Страстной недели


События Страстной недели

Сообщений 1 страница 18 из 18

1

Последняя неделя Великого поста - последняя неделя перед Пасхой - называется Страстной неделей. Она сопровождается особыми, очень скорбными богослужениями. Страстная неделя - это ежегодное воспоминание о событиях, предшествовавших мученическим страданиям Иисуса Христа, и о смерти Спасителя.
     Давайте вспомним рассказы евангелистов о последних днях пребывания Господа нашего Иисуса Христа на земле, вспомним, что происходило в каждый из дней этой недели...

Страстные Понедельник, Вторник, Среда

     После торжественного входа в Иерусалим шел Иисус с учениками своими и проголодался, рассказывает евангелист Матфей. Увидев при дороге смоковницу, он подошел к ней, но не нашел ни единого плода. "Да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла" (Мф. 21:19-20).
     Грешного человека подразумевают христиане под бесплодной смоковницей. Такой человек не приносит "плодов", то есть не творит добрых дел, не творит молитвы, покаяния, не делает приношений в храм.
     Первые дни своего пребывания в Иерусалиме, по свидетельству Евангелий, Христос посвятил проповедям в храме. Каждое из Евангелий приводит притчи и речения Господа, а Матфей и Марк почти одинаково передают ответ Иисуса Христа на вопрос одного из книжников: "Какая первая из всех заповедей", или "Какая наибольшая заповедь в законе?"
     "Господь Бог наш есть Господь единый. И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею: вот первая заповедь. Вторая подобная ей: "возлюби ближнего твоего, как самого себя": иной большей сих заповеди нет", - ответил Христос.

В Великую среду на литургии Преждеосвященных Даров, по заамвонной молитве, в последний раз произносилась молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами.

2

Спасибо, Ирина!

3

Ирочка, спасибо! Напиши пожалуйста также и по другим дням, если силы будут.

4

Страстной Четверг

     Страстной Четверг, кажется, вместил события многих, многих дней, так наполнен, спрессован он, так много было в нем как величественного, прекрасного, непреходящего для мира, так и трагизма, скорби и любви.
      Страстной Четверг - это Тайная вечеря и предательство Иуды, молитва Господа в Гефсиманском саду и его арест.
     О Тайной вечере рассказывают все четыре Евангелия. Господь Иисус Христос предсказал и свою скорую смерть, и предательство Иуды, и то, что Петр трижды отречется от Него, "прежде нежели пропоет петух".
    Вкушая свою последнюю земную трапезу, Иисус Христос устанавливает таинство Евхаристии - таинство Своей плоти и крови: "И когда они ели, Иисус взял хлеб, и, благословив, преломил, и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов", - так рассказывает Евангелие от Матфея (26:26-28). Это таинство - не что иное как продолжение чуда Рождества Христова, чудо воплощения и вочеловечивания Бога, чудо соединения двух миров - Божиего и человеческого. "Да будут все едины: как Ты, Отче, во мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино" - передает евангелист Иоанн слова Иисуса (Ин. 17:21).
     Богослужение Великого Четверга проникнуто двойным чувством - радости и печали: печали о начавшемся крестном восхождении Господа на Голгофу и той великой духовной радости, которую Господь уготовил для всех любящих Его. В знак ее священнослужители переоблачаются в светлые одежды.
     Через апостолов передал Господь завет всему человечеству: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас".
     Кульминация Страстного Четверга - молитва Господа в Гефсиманском саду.
Можно представить себе, как развивались события после окончания Тайной вечери. Иуда уже незаметно выскользнул из дома, растворившись во тьме. Тихо напевая пасхальный псалом, один за другим покидают дом и другие апостолы. Они выходят за ворота и неторопливо углубляются в масличный сад Гефсимании. Мрак его лишь едва рассеивает бледный свет луны. Всякий звук отчетливо слышен в тишине. Апостолы расположились на ночлег. Иисус удаляется от них, прося троих любимых своих учеников - Петра и обоих братьев Зеведеевых - Иакова и Иоанна - бодрствовать с Ним, ибо, говорит Он, "душа Моя скорбит смертельно". Они соглашаются, но глаза их слипаются, слабость парализует тело. Сквозь забытье слышат они Его голос.
Далее Евангелие от Матфея повествует так: "И отошед немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия: впрочем, не как Я хочу, но как Ты.
     И приходит к ученикам, и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Еще, отошед в другой раз, молился, говоря; Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя. И пришед, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели. И оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово.
     Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы все еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников. Встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня".
     Настало время, о котором Сам Господь говорил: "Ради часа сего Я и пришел". Никто из евангелистов даже и не пытался рассказать о тех страшных духовных страданиях, которые перенес Господь в Гефсиманском саду, ограничившись лишь описанием фактов. Некоторые святые Отцы Церкви пытались представить себе состояние Господа, проводя аналогию с событиями жизни человеческой.
Блаженный Августин писал:
     "Нигде не поражает меня столько величие и святость Иисуса, как здесь. Я не знал бы всей великости Его благодеяний, если бы Он не обнаружил предо мною, чего они стоят Ему".
     Гефсимания исполнена духом моления Христова. Сила возможных искушений побеждена там силою молитвы Христа. При этом победоносная сила молитвы непреходяща, она пребывает с нами во веки. "Иисус Христос вчера и днесь, той же и вовеки". Почему Христос в Гефсимании начал "скорбети и тужити?" Не телесных ли страданий и оскорблений он страшился? Нет, страдания физические Христос перенес без страха, спокойно и твердо - от ареста, когда испытал Иудин поцелуй и предотвратил кровопролитие, удержав бросившегося было защищать Его Петра и, спокойно предав себя в руки стражи, объяснил: "Теперь ваше время и власть тьмы" - и до крестной смерти на Голгофе. Физические мучения Он переносил с высоким спокойствием и со словами любви и молитвы не о Себе, но о других.
Так отчего скорбел Иисус в саду Гефсиманском? Какую горечь заключала в себе таинственная чаша, о которой Он молил? Это горечь наших грехов, это тягость нашей виновности перед Богом, и это мы заслуживаем тех казней, которые принял на себя Агнец Божий. Своими духовными страданиями Господь очищал наши внутренние нечистоты, заглаживал нашу виновность. И от нас ждет Господь хотя бы малого сообщества в Его великих страстях, хотя бы малого соучастия - такого, какое доступно нашей немощной вере, любви и благодарности. Гефсиманское моление о чаше Иисуса Христа убеждает нас: за это участие в страстях Господа нашего мы получаем укрепление нашей веры, упования и любви, а значит и победу над искушениями, потому что "вера есть победа, победившая мир".

5

Ириша, спасибо!

6

Ирина, спаси, Господи!

7

Страстная Пятница (Великий Пяток)

     Пятница Страстной недели - это день суда и смерти Господа нашего Иисуса Христа. О событиях этого скорбного дня рассказывают все четыре Евангелия. При этом Матфей и Марк сдержанны, скупы и суровы в своем повествовании; Лука, а в особенности Иоанн - более эмоциональны, передают больше подробностей, приводят диалоги.
     Давайте и мы с вам еще раз переживем эти трагические события. Мы помним, что накануне ночью, в Страстной Четверг, преданный Иудой Иисус Христос был арестован. Его доставили в дом первосвященника Каиафы, где собрались книжники и старейшины.  Нашлись два лжесвидетеля, были и обвинения первосвященников и старейшин, но Иисус молча сносил унижения, побои и издевательства - как от первосвященников, так утром в пятницу - от людей, собравшихся у дворца Пилата.
     Чем внимательнее вчитываемся мы в Евангелие, пытаясь постичь события и смысл Великой Пятницы, тем яснее становится нам, что молчание Иисуса Христа в ответ на обвинения, насмешки, побои и издевательства - это начало Его пути на Голгофу. Господь говорит ученику, который отсек мечом ухо рабу первосвященника: "Неужели ты думаешь, что можешь помешать исполнению воли Отца Моего? Неужели возможно Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец? (Ин. 18, 11). Как еще слаба твоя вера! Неужели ты думаешь, что они могут взять Меня против Моей воли? Или думаешь, что Я не могу теперь же умолить Отца Моего, чтобы Он послал в защиту Мою более, нежели двенадцать легионов Ангелов?" (Мф. 26, 53).
     
     В Евангелии от Иоанна читаем: "Пилат... призвал Иисуса, и сказал Ему: "Ты Царь Иудейский?" Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне. Что Ты сделал?
     Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мне, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы я не был предан иудеям; но  царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь; Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему; что есть истина? И сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем" (Ин. 18:33-38).
     Трижды, казалось бы, свирепый язычник Понтий Пилат пытается заставить первосвященников одуматься, не совершать злодеяния, уверяя, что не находит в Иисусе никакой вины. Но попытки его оказались напрасными, и, увидев Иисуса Христа в терновом венце и в багрянице, он произнес слова уважения и восхищения, которые стали крылатыми во всем мире и являются символом великой святости и достоинства: "Се, Человек!". И в толпе, что следовала за осужденным Иисусом, были не только те, что вслед за первосвященниками кричали "Распни Eгo", но "великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем" (Лк. 23:27-31). Эти стихи Евангелия от Луки - предупреждение Христа о том, что произойдет с людьми, если сознание их не очистится и не просветлеет: "Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших; ибо приходят дни, в которые скажут "блаженны неплодные и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!" Тогда начнут говорить горам: "падите на нас!" и холмам: "покройте нас!" Ибо, если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?"
     В течение двух тысячелетий существования христианского мира человечество стоит перед выбором между добром и злом. И все это время идет борьба света и тьмы за души людские. Но медленно вызревает человеческое сознание. А без этого невозможно выбрать свет. Какие только препятствия не преодолевало человечество: войны и революции, атеизм и тоталитарные государства, деньги, завоевания... Но как бы тяжелы ни были человеческие испытания, точкой духовного отсчета для нас остается Крест, на котором принял страдания за человечество Господь наш Иисус Христос, безусловность веры нашей в Него, Его Божий промысел.
      Говоря о Великой Пятнице, мы никогда не забываем Ту, чьи страдание и боль не сравнимы ни с одним из человеческих страданий, - Богоматерь - немую свидетельницу и суда, и казни Своего Божественного Сына. Она нашла укромное место недалеко от лифостротона - небольшой площадки перед домом прокуратора. По обычаю римлян, там проходили суды по важным делам. И суд над Спасителем Пилат вершил на лифостротоне.

Я приведу отрывок из книги иеромонаха Филадельфа "Заступница усердная":
     "Стоя у дома Пилата, Богоматерь ждала страшного приговора, наблюдая за концом неправедного суда. Наконец, смертный приговор вынесен. На Христа возлагают тяжелый крест, который Он должен нести до места казни. Шествие тронулось. Кругом враждебная толпа, и в середине - венчанный тернием, исполосованный рубцами Христос, сгибающийся под тяжестью креста. Крест задевает за неровности пути. И римские легионеры в медных доспехах, широко размахивая бичами, вонзают их в иссеченное тело Спасителя при всякой заминке. Существует предание, что Богоматерь, повинуясь невольному движению сердца, как только шествие тронулось, бросилась к Пилату с мольбою пощадить Ее сына и получила отказ. Она побежала наперерез крестному шествию и, пройдя узкими переулками позади дома Пилата, встретилась со Христом. Она увидела Его сгибающимся под тяжелой ношей. Есть картина, изображащая эту встречу: по каменистому извилистому пути медленно поднимается крестное шествие. Виден Христос, приникший почти к самой земле под тяжестью креста. Впереди - у уступа - Богоматерь, при виде сына бессильно упавшая на руки женщин.
     Вскоре дорога стала еще круче. Христос уже не мог один нести свой крест. Ему помогал Симон Киринийский. Тут обратился Господь к плакавшим о Нем женам Иерусалимским. По преданию, великодушная женщина Вероника стерла с Лика Христа полотенцем пот и кровь, и тогда на полотенце отразился Божественный Лик в терновом венце".
     Евангелие от Луки (23:39-47) так рассказывает о последних мгновениях земной жизни Иисуса Христа:
     "Один из повешенных (вместе с Христом) злодеев злословил Его... другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю. Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась посредине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! В руки Твои предаю дух Мой. И сие сказав, испустил дух.
     Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно Человек Этот был праведник. И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь".

-------------------
День Великого пятка посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы поставляет нас у подножия Креста Христова и пред нашим благоговейным и трепетным взором изображает спасительные страдания Господа. На утрени Великого пятка (обычно она служится в четверг вечером) читаются 12 Евангелий Завета Святых Страстей. В конце вечерни Великой пятницы совершается обряд выноса Плащаницы Христовой с изображением положения Его во горб, после чего бывает чтение канона о распятии Господа и на плач Пресвятой Богородицы, затем следует отпуст вечернего богослужения и совершается прикладывание к Плащанице.

--------------
Добавлю еще некоторые богослужебные тексты.

"Кий тя образ, Иудо, предателя Спасу содела?" — Каким же образом, Иуда, ты сделался предателем Спасителя? "Еда от лика тя апостольска разлучи?" — Может быть, Он не принял тебя в лик апостолов? "Еда дарования исцелений лиши? Еда со онеми вечеряв, тебе от трапезы отрину?" — Может быть, Он не дал тебе дара исцелять больных? Или, может быть Он ужинал со всеми, а тебя выгнал? "Еда иных ноги умыв, твои же презре? О, коликих благ непамятлив был еси!" — Может быть, Он умыл ноги у всех, и только твои не умыл? "О, коликих благ непамятлив был еси!" — Сколько же добра ты забыл! Ты забыл, что был апостолом, что ты исцелял, что Он с тобой вместе трапезовал и умыл тебе ноги… "И твой убо неблагодарный обличается нрав, Того же безмерное проповедуется долготерпение, и велия милость".

Смый значительный, самый торжественный гимн Божественному истощанию, которое мы должны видеть, не забывая о величестве Божием, о том, Кто страдает:

"Днесь висит на Древе, Иже на водах землю повесивый; венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь; в ложную багряницу облачается, Одеваяй небо облаки; заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама; гвоздьми пригвоздися Жених Церковный; копием прободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим, Христе; покланяемся Страстем Твоим, Христе; покланяемся Страстем Твоим, Христе, покажи нам и славное Твое Воскресение".

Послушать:
[music]ez3709[/music]

И икос. Сегодня, когда его читали, у меня мороз по коже просто прошел... Вчитайтесь в эти слова, что говорить Богоматерь Своему Сыну.

"Своего Агнца Агница зрящи к заколению влекома, последоваше Мария простертыми власы со инеми женами, сия вопиющи: камо идеши, Чадо? Чесо ради скорое течение совершаеши? Еда другий брак паки есть в Кане Галилейстей, и тамо ныне тщишися, да от воды им вино сотвориши? Иду ли с Тобою, Чадо, или паче пожду Тебе? Даждь Ми слово, Слове, не молча мимоиди Мене, чисту Соблюдый Мя, Ты бо еси Сын и Бог Мой".

Текст удивительный. По мысли гимнографа, Богородица могла бы сказать Господу: "Куда Ты идешь, куда Ты спешишь? Чего ради торопишься? Может быть, ты спешишь на брак в Кане Галилейской, чтобы претворить им воду в вино"?
И дальше Пресвятая Дева говорит еще более яркие, острые слова: "Что Мне делать? Стоять ждать или идти с Тобою?" Подразумевается, что Христос молчит. И тогда: "Даждь Ми слово, Слове, Сохранивший Меня чистой Девой, не проходи мимо Меня, скажи Мне что-нибудь…"

Невозможно спокойно этот текст читать...

Вот он же, обработанный литературно:
   
Анна Виноградова

Своего Агнца Агница видя
влекомого к заколенью,
последовала Мария со иными женами,
волосы распустив и так восклицая:
- Куда идешь Ты, о Чадо?
И зачем так поспешно?
Или снова брак в Галилейской Кане,
и заботишься Ты
из воды вино сотворить им?
Идти ль Мне с Тобою, о Чадо? -
Ждать ли, оставшись?
Хоть слово скажи Мне, Слове!
Меня в чистоте соблюдший -
не молчи, проходя мимо, -
ибо Ты Сын Мой и Бог Мой.

8

Жукабра, спасибо, Ирина...

9

Ирочка, спасибо!

10

Страстная Суббота

     В пятницу вечером, как рассказывает Евангелие от Матфея, "пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, пришед к Пилату, просил Тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать Тело. И взяв Тело, Иосиф обвил Его чистою плащаницею. И положил Его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился".
     Так же передают эти события Евангелия от Марка и Иоанна.
     Иисус Христос погребен. Безутешны апостолы и ученики. Но безутешнее всех Богоматерь, видевшая все - и крестный путь Своего Божественного Сына на Голгофу, и страдания Его на кресте, и Его погребение.

Иеромонах Филадельф в книге "Заступница усердная" попытался представить ту скорбную субботу:
     "Богоматерь возвратилась в Иерусалим, в дом Иоанна. О чем говорили они в ту великую ночь, когда Богочеловек безмолствовал в погребальной пещере? Передавал ли Иоанн Ей слова последней прощальной беседы Христа с учениками, в которой Господь обещал прийти к ним? Примерно в это время к Богоматери пришла добрая христианка Вероника с бесценным даром - только что обретенным нерукотворным образом Христа во время Крестного пути. Вот что пишет об этом образе инок Парфений: "Есть знак того места, где было второе падение под крестом Иисуса Христа; здесь взяли Симона Киринея пособлять Иисусу Христу - нести крест до Голгофы, ибо Сам Иисус Христос не мог более нести, ово от тяжести древа, ово от великих ран, и еще на главе Его был терновый венец, так что и не видно было лица Его от крови каплющий. Близ того места, из задних врат, вышла девица и дала Спасителю полотенце - отереть пот и кровь с лица Его. Когда Он отер лице Свое, то сотворился нерукотворный образ в терновом венце, который хранится в Риме по сие время. Хотя в наших православных писаниях и не имеется свидетельства о сем, однако в стенном писании сие чудо изображается у греков на горе Голгофе, а у франков - в темнице, против дома Пилатова, в страданиях Христовых".

    Суббота — это день смерти и Воскресения. Это бывший седьмой день; в Ветхом Завете это был день, посвященный Богу, и в этот день нельзя было делать мирских дел. В христианском богослужении главным днем и началом седмицы стало воскресенье, но суббота остается особым днем и никогда не бывает днем постным. Суббота — самый таинственный день в седмице; воскресное празднование понятно, а в субботе оказывается очень много недоговоренного. С одной стороны, это день, когда Господь лежал во гробе, с другой — в это время уже совершается победа над смертью и адом. Смерть и воскресение в этот день всегда вспоминаются вместе, и именно поэтому суббота становится естественным днем для поминовения усопших (Радоница, вторник второй седмицы по Пасхе — это праздник не уставной, это просто русская традиция, идущая вразрез с устроением нашего богослужения).

    В Четвероевангелии не сказано ничего о сошествии Господа во ад; там говорится только о смерти и воскресении, а о сошествии во ад говорится лишь в посланиях апостольских (Еф. 4, 8-7; 1 Петр. 3, 19-20), причем довольно кратко. Но вместе с тем в богослужении этого дня очень много говорится именно о сошествии во ад, причем в таких подробностях, которые домыслить невозможно. И с другой стороны также мы имеем древнюю и разработанную иконографию сошествия во ад.
    Известно, что икона Воскресения в том виде, в каком мы очень часто ее видим: Господь в белых одеждах, с хоругвью, Крест, гроб, камень, Ангел — это очень поздняя иконография, а Византия и Русь знали Воскресение, изображаемое в виде Сошествия во ад. Именно икона Сошествия во ад долгие века на православном Востоке была единственным изображением Воскресения Христова. Если взглянуть на эту икону, мы увидим черную бездну, в которую спускается Господь.
    Ногами Своими Господь стоит на разрушенных вратах ада. Двери ада сокрушены, полностью разрушены. Справа и слева от Христа изображаются ветхозаветные пророки, цари (их можно узнать по царским венцам) Давид и Соломон; на иконе мы видим и Иоанна Предтечу, который раньше Христа пострадал, раньше умер, пришел во ад, и там проповедовал грядущее Христово Воскресение. Эти пророки всегда изображаются в беседе друг со другом.     
    На иконе беседа изображается жестом руки; именно так изображены здесь ветхозаветные пророки, и большинство из них смотрит не на Христа, а друг на друга. Господь берет за руку Адама; на классических иконах это удивительная встреча: лицо Адама, который ждал и дождался, и Господь, берущий его за руку, совершенно бессильную, и с такой силой увлекающий его за собой. Рядом Ева. Выведение грешного человека из ада, спасение его — вот момент этой встречи. Вспомним слова из стихиры прощеного воскресенья: "Седе Адам прямо рая, и рыдая, плакаше…" — момент расставания с раем, и вот сейчас момент встречи.
    Часто в этом черном проеме изображается фигура, связанная по рукам и ногам. Очевидно, это изображение ада, олицетворение его, связанного по рукам и ногам, скованного цепями, и Господь часто даже попирает его Своей ногой. На византийских иконах иногда встречается интереснейшая деталь: на огромном пространстве изображаются разные части ворот — гвоздики, петли, ключики и их там столько, сколько представить себе невозможно. Ясно видно, что все то, что ад себе построил, укрепил, разрушилось, разлетелось в пух и прах.
    Так откуда же все это взялось, откуда все это заимствовано? Ясно, что из канонических Писаний нельзя почерпнуть столь подробного и детального рассказа о сошествии во ад, какой мы видим в нашем богослужении и в нашей иконографии. Существует так называемое апокрифное Никодимово Евангелие, или Евангелие от Никодима. В окончательном своем виде оно оформилось к V веку, но по свидетельству научной критики, сложилось из более древних источников, причем нескольких источников, имеющих каждый свое название, восходящих к апостольским временам. Таким образом мы имеем дело с фиксацией чрезвычайно древнего христианского предания, и сам этот памятник — Евангелие от Никодима, удивительно интересен.
Напомним, что слово "апокриф" в данном случае имеет не отрицательное, а нейтральное значение: апокриф — это не обязательно что-то плохое, это может быть книга, не включенная в число канонических Писаний, но являющаяся фиксацией Предания.
    Все Богородичные праздники, кроме Благовещения, основаны на апокрифах; ведь в Четвероевангелии ничего не говорится ни об Успении, ни о Рождестве Богородицы, ни о Введении Ее во храм, но Церковь принимает апокрифы, которые являются не искажением церковной истины, а фиксацией церковного Предания. Эти тексты Церковь принимает как Предание церковное, но не принимает как боговдохновенное Писание, у них другой статус. То, что в них написано, Церковь принимает и использует в своем богослужении и изобразительном искусстве, но не считает боговдохновенным Писанием; так это происходит и с Никодимовым Евангелием.
    В нем все описано чрезвычайно живо, но кто же мог об этом рассказать? Рассказать это могли те, кто воскрес в день смерти Христа. Мы же читаем в Евангелии, что "гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли, и, вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим" (Мф. 27, 52-53). И частью Никодимова Евангелия является рассказ двух воскресших мертвецов, которые были сыновьями св. Симеона Богоприимца, (есть такое церковное предание), и это можно себе представить: они были праведные люди, и воскресли, и рассказали о том, как все происходило в аду. Этот рассказ и составляет основное содержание Никодимова Евангелия.
    Там рассказывается о том, что во мраке и во тьме кромешной вдруг раздается громкий голос: "Откройте врата, и внидет Царь славы!" Сатана спрашивает: "Кто есть Сей Царь славы?" — и слышит в ответ: "Господь сил, Той есть Царь славы". Там все это описано очень ярко и впечатляюще. И пророки начинают говорить: "Ну, конечно, это же я проповедовал!" Царь Давид и другие пророки начинают друг с другом беседовать об исполнении пророчеств. И можно себе представить, как пророки жили, проповедовали, потом умирали и сходили во ад, и затем туда пришел Иоанн Предтеча и сказал, что все исполнилось. И вот, наконец, пришел Сам Царь славы, пришел Избавитель, и они реально увидели, что их пророчества исполняются. Можно представить себе их ликование.
    Описывается сокрушение ада и сатаны, причем, видимо, это разные фигуры, т.е. имеет место некая персонификация, олицетворение ада, чего-то отдельного, и отдельно еще говорится о победе над сатаной. Такой прием, как олицетворение, часто фигурирует в церковной культуре. Вспомним, например, некоторые иконы Крещения Господня, где в водах Иордана, как сквозь темное стекло, видно человеческую фигуру — это олицетворение Иордана. И в богослужении мы будем встречать олицетворение, там есть тексты, в которых говорится: "Днесь ад, стеня, вопиет…" — сегодня ад со стоном говорит, и жалуется, и плачет. В уста ада влагаются некоторые слова, и основано все это на Евангелии от Никодима.

    На вечерне, совершаемой перед Литургией в субботу, читаются пятнадцать паримий — отрывков из Ветхого завета, которые изображают или пророчествуют, или как-то прообразуют события Воскресения Господа нашего Иисуса Христа.
После чтения Апостола не звучит не привычное "Аллилуйя", а совершенно особый текст, состоящий из стиха "Воскресни Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех", который поется хором, и стихов, возглашаемых чтецом. Во время пения этих стихов, по указанию наших богослужебных книг, "иереи и диаконы извлачаются черных одежд и облачаются в белыя". Это момент переоблачения в белые одежды — между Апостолом и Евангелием на литургии Великой Субботы.
    И Евангелие (Мф. 28, 1-20) уже говорит о событиях Воскресения, о том, что мироносицы услышали у гроба, и кратко о событиях, последующих за ними.
    В этот день не поется Херувимская песнь. Она заменяется текстом, который мы слышим только один раз в год:

"Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет; Царь бо царствующих, и Господь господствующих, приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими, и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе, и вопиюще песнь: Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя".

    Господь приходит "датися в снедь верным", в пищу верным, и бесплотные Ангелы закрывают от ужаса лицо, они не могут смотреть на эту тайну, а мы вкушаем Тело и Кровь Господню.
    Этот текст, который звучит на службе только один раз в году, является ключом к пониманию Великой Субботы. Это день покоя и тишины, день, когда мы уже знаем о победе, но не открыто, а прикровенно, ведь она еще не явилась в полной мере. И этот текст напоминает нам о непостижимости этих событий и о цене этой победы, он не позволяет нам ликовать открыто, как на Пасху, а заставляет радоваться сосредоточенной, тихой радостью.

11

спасибо...

12

Ирина, большое спасибо!

13

Ира, спасибо!

14

Какой страшный день сегодня...

15

Слово у Плащаницы Спасителя
Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

http://s002.radikal.ru/i199/1004/08/9009ebfc20bc.jpg
Плащаница. Положение во гроб. Москва. Конец XVI века.

Сегодня Святая Церковь, возлюбленные, выносит для нашего поклонения и лобызания Святую Плащаницу  с изображением Спасителя нашего и Господа в окружении Бого­матери и многих Его учеников. Мы встречаем сегодня Святую Плащани­цу со свечами в руках, которые сим­волизируют духовное горение нашего сердца.

Что же это за горение? Это горение, дорогие братья и сестры, — покаян­ное. Господь наш Иисус Христос по­страдал на Кресте нас ради и нашего ради спасения, и Его страдания были настолько тяжелы и физически непе­реносимы, что Он, вися на Кресте, воскликнул: «Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставил» (Мф. 27, 46). И мы, по учению Святой Церкви, сло­вами одного песнопения также произ­носим: «Вскую мя отринул еси от Лица Твоего, Свете Незаходимый, и покрыла мя есть чуждая тьма окаяннаго, но обрати мя, и к свету запове­дей Твоих пути моя направи, молюся». Святая Церковь указует, что каждый кающийся человек, чтобы освободить­ся из-под тяжести своих грехов, дол­жен обратиться к Спасителю и Гос­поду. И Он направит нас к исполне­нию заповедей Своих, научит Своим путям, снимет с нашей души и наше­го тела греховную тяжесть. — «Вскую мя отринул еси от Лица Тво­его, Свете Незаходимый?»

Взирая на Святую Плащаницу, мы не можем не увидеть образ Пресвятой Девы Марии, горько плачущей над телом Своего возлюбленного Сына. Ее слезы были горьки, обильны. Ее слезы были продолжительны.

На Плащанице мы видим слова: «Благообразный Иосиф, с Древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв, положи».

«Благообразный      Иосиф» — всего  два слова, но они весьма   назидательны. Они говорят о том, что тот скром­ный и  потаенный ученик Христа, ко­торого называли Иосиф, был благооб­разный, то есть он носил     благой об­раз. Чей же это — благой образ? Это образ Божественного Учителя   и Гос­пода, который он впитал в себя всем  своим сердцем. И потому от  своего вещественного   богатства     он   купил  чистую плащаницу для    того,   чтобы обвить Тело  своего      Божественного  Учителя и Господа.

Мы, дорогие братья и сестры, придя в святой храм на поклонение и лобызание  Святой  Плащаницы,    также несем к ногам Спасителя свой образ.

Но каков этот образ?      Благой   ли он, такой ли, как был у благообразного Иосифа? И наши     добродетели, и наша правда, приносимые к Плащанице, — чисты ли они и белы, подобно Плащанице, которой обвил Тело Христа праведный Иосиф   Аримафейский?  И наши дела — благоухают   ли они так, как   благоухали    те   прекрасные ароматы, которые были принесены на Гроб Спасителя   праведным    Никодимом?

Для своего назидания мы, несом­ненно, можем вспомнить и других лю­дей, которые носили благой образ.  Например, благоразумный разбойник, запечатлевший благой образ у Крес­та Спасителя, сам вися на кресте. Останавливая другого разбойника, хулившего Господа,  воскликнул: «Помяни мя, Господи, егда приидеши  во Царствии Твоем» (Лк. 23, 42), - и услышал с Креста из уст умирающего  Богочеловека слова: «Ныне будешь со Мною в раю». Это тоже образ, ко­торому мы должны подражать. Это образ того, как во едином часе можно сподобиться рая.

И вот сейчас, когда до конца Страстной седмицы остался всего один день, день Великой Субботы, а у нас не хватило времени и усердия, чтобы принести к Плащанице нашу душевную чистоту и благоухание до­брых дел, мы всё же в этот последний день можем раскаяться в наших пре­грешениях, вспоминая благоразумного разбойника, который во едином часе раеви сподобился. Ныне, подходя к Святой Плащанице с покаянным чувством, мы, дорогие братья и сестры, должны вспомнить слова песнопения Великой Субботы: «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышля­ет...»

Вот с таким чувством надо подхо­дить к Святой Плащанице, с любовью ее лобызать, сознавая свою грехов­ность, и молиться словами Святой Церкви, чтобы Господь не отринул нас, чтобы Господь посетил нас, что­бы Господь даровал нам  Свою бла­гую помощь в нашем покаянном чувстве и избавил нас от грехов и по­роков. Аминь.

Патриарх Пимен (Извеков)
Богоявленский патриарший собор, 4 апреля 1980 года.

16

Слово в Великий Пяток
Предлагаем вниманию читателей портала Православие.Ru одно из самых известных святоотеческих творений, посвященных смыслу Крестной Жертвы Господа нашего Иисуса Христа. Это слово было произнесено архимандритом (будущим святителем) Филаретом (Дроздовым) в Александро-Невской Лавре в Великий Пяток 1816 года.

--------------------------------------------------------------------------------

Тако возлюби Бог мир. (Ин.3:16)

Ныне ли о любви, скажут, может быть, некоторые? Ныне ли, когда плод вражды созрел в вертограде Возлюбленного; когда и земля трепещет от ужаса, и сердца камней разрываются, и око неба помрачается негодованием? Ныне ли о любви к миру, когда и Сын Божий, страждущий в мире, оставлен без утешения, и молитвенный вопль Его: Боже мой, Боже мой, вскую Мя еси оставил (Мф.27:46) – без ответа Отеческого?
http://s005.radikal.ru/i212/1004/02/c79b5d79de07.jpg

Распятие Христово. Фреска Дм. Мироненко, Дар. Джеймс-Леви
Правда, христиане! День вражды и ужаса день сей, день гнева и мщения. Но если так, то что с нами будет, когда и земля не тверда под нами и небо над нами не спокойно? Куда убежать с колеблющейся земли? Куда уклониться из-под грозящего неба? Взирайте прилежнее на Голгофу: и там, где видится средоточие всех бед, вы откроете убежище. Тогда, как трепетна бысть земля и основания гор смятошася и подвигошася, яко прогневася на ня Бог (Пс.17:8), не видите ли, как непоколебимо там стоит неукорененное древо Креста? Тогда, как и мертвые не почивают в гробах своих, не видите ли, как мирно почиет Распятый на кресте Своем, сколько ни старались Его совлещи самою славою Спасителя: иныя спасе, себе ли не может спасти; самым достоинством Сына Божия: аще Сын еси Божий: сниди со креста; самым благом веры в Него: да снидет ныне со креста, и веруем в Него? Итак, утвердим в сердцах наших сию странную и страшную для мира, но радостную для верующих истину: что во всем мире нет ничего тверже Креста и безопаснее Распятого. Ужасы от Голгофы для того и рассеяны по всему миру, чтобы мы, не видя нигде безопасности, бежали прямо на Голгофу, и повергались у ног, и скрывались в язвах и погружались в страданиях Распятого Спасителя. О солнце! для чего бы тебе закрывать от Него лице свое в полдень, когда великое дело тьмы еще при твоем свете достигло уже своей полуночи, и когда очи Всевидящего, тмами тем светлейшии света твоего, и во тьме столь же ясно видят позор Богоубийства? – Так! в твоем негодовании впечатлено было наше вразумление; ты поспешало совершить видимый день вражды и гнева, дабы препроводить нас к созерцаемому дню любви и милосердия, освещаемому незаходимым светом трисолнечного Божества.

Христианин! Пусть тьма покрывает землю! Пусть мрак на языки! Восстань от страха и недоумений! Светись верою и надеждою! Сквозь тьму приходит свет твой (Ис.60:1,2). Пройди путем, который открывает тебе раздирающаяся завеса таинств; вниди во внутреннее Святилище страданий Иисусовых, оставя за собою внешний двор, отданный языкам на попрание. Что там? – Ничего, кроме святой и блаженной любви Отца и Сына и Святого Духа к грешному и окаянному роду человеческому.

Любовь Отца – распинающая.

Любовь Сына – распинаемая.

Любовь Духа – торжествующая силою крестною.

Тако возлюби Бог мир!

О сей-то любви, христиане, да будет позволено мало нечто немотствовать пред вами, поелику изрещи ее даже и невозможно, так что само Слово Божие, дабы совершенно изобразить ее, умолкло на кресте. Сие же Слово и сия любовь да дарует нам и немотствовать и внимать немотствованию, подобно как дети одной матери ее сердцем и ее словами взаимно немотствуют и разумеют немотствование.

Итак, кто распинает Сына Божия? Воины? – Они суть почти столько же страдательные орудия, как крест и гвоздие. Пилат? – Он, кажется, истощил все усилия в защищении Праведника и торжественно изъявил свое несогласие на пролитие крови Его: прием воду, умы руце пред народом, глаголя: неповинен есмь от крове Праведнаго сего (Мф.27:24). Народ? – Как мог он искать смерти Того, Которого старался воцарить? Первосвященники? Старейшины? Фарисеи? – Они признаются, что не имеют власти ни над чьею жизнию: нам не достоит убити никогоже (Ин.18:31). Предатель? Он уже свидетельствовал во храме, что предал кровь неповинную (Мф.27:4). Князь тьмы? – Он не мог коснуться и жизни Иова: ныне же сам осуждается и изгоняется. Но кто лучше, как Распятый, может знать распинателей? И что же глаголет Он? – Не ведят, что творят (Лк.23:34). Коснулся было истинной причины дела сего Каиафа, сказав, что уне есть, да един человек умрет за люди: однако и сего от себе не рече, но Архиерей сый лету тому (Ин.11:50,51); он прозвучал, как кимвал, в который на тот день надлежало благовестить для церкви, но и сам же не уразумел своего благовестия. Таким образом, то, чего не хотели, не могли, не знали, пред целым светом совершилось теми самыми, которые не хотели, не могли, не знали.

Впрочем, сие не значит того, чтоб и не было виновных в убиении Невинного! Нет! Кто не мог, если бы только восхотел, уразуметь то, что уразумел и проповедал отчаянный даже Иуда? Но аще быша разумели, не быша Господа славы распяли (1Кор.2:8).

Нам должно приметить здесь то, какую ничтожную паутину составляло все сплетение видимых причин, произведших великое Голгофское событие. Как же сия паутина в первых нитях своих не расторглась или от дохновения гнева Божия, или даже от ветра суеты человеческой? Кто связал ею льва от Иуды? Как сделалось то, чего не хотели, не могли, не знали, и что столь удобно было и уразуметь и отвратить? Нет! «Хулители Голгофские также не знают, что говорят, как распинатели не знают, что делают; в самом же деле»[1] не человеки здесь ругаются Божию величеству: Божий Промысл посмевается буйству человеческому, «без нарушения свободы»[2], заставляя его служить высочайшей Своей Премудрости. Не лукавые рабы прехитряют Господа: Всеблагой Отец не щадит Сына, дабы не погубить рабов лукавых. Не вражда земная уязвляет любовь небесную, – небесная любовь скрывается во вражду земную, дабы смертию любви убить вражду и распространить свет и жизнь любви сквозь тьму и сень смертную. Бог возлюби мир, и Сына Своего единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный (Ин.3:16).

Кажется, мы, и приникая в тайну распятия, и усматривая в страданиях Сына Божия волю Отца Его, более ощущаем ужас Его правосудия, нежели сладость любви Его. Но сие долженствует уверять нас не в отсутствии самой любви, а токмо в недостатке нашей готовности к принятию ее внушений. Бояйся, не совершися в любви (1Ин.4:18), говорит ученик любви. Очистим и расширим око наше любовию, и там, где оно смежалось страхом Божия суда, насладимся зрением любви Божией. Бог любы есть (16), говорит тот же созерцатель любви. Бог есть любовь по существу и самое существо любви. Все Его свойства суть облачения любви; все действия – выражения любви. В ней обитает Его всемогущество всею полнотою своею; она есть Его истина, когда осуществует возлюбляемое; она есть Его премудрость, когда учреждает существующее или существовать имеющее, по закону истины; она есть Его благость, когда премудро раздает истинные дары свои; наконец, она есть Его правосудие, когда степени и роды ниспосылаемых или удерживаемых даров своих измеряет премудростию и благостию, ради высочайшего блага всех своих созданий. Приблизьтесь и рассмотрите грозное лицо правосудия Божия, и вы точно узнаете в нем кроткий взор любви Божией. Человек своим грехом заградил от себя «присносущий»[3] источник любви Божией: и сия любовь вооружается правдою и судом, – для чего? – дабы разрушить сей оплот разделения. Но как ничтожное существо грешника, под ударами очищающего Правосудия, невозвратно сокрушилось бы, подобно сосуду скудельному: то непостижимый Душелюбец посылает единосущную Любовь Свою, то есть единородного Сына Своего, дабы Сей, носящий всяческая глаголом силы Своея (Евр.1:3), восприятою на Себя плотию нашею, кроме греха, понес и тяжесть наших немощей, и тяжесть подвигшегося на нас правосудия: и Един истощив стрелы гнева, изощренные на все человечество, в крестных язвах своих открыл бы незаградимые источники милосердия и любви, долженствующие упоить всю, проклятую некогда, землю благословениями, жизнию и блаженством. Тако возлюби Бог мир.

Но если Отец небесный из любви к миру предает единородного Сына Своего; то равно и Сын из любви к миру предает Себя Самого: и как любовь распинает, так любовь же и распинается. Ибо хотя не может Сын творити о Себе ничесоже, но ничего также не может Он творить и вопреки Себе. Он не ищет Своея воли (Ин.5:19 и 31), но потому, что есть вечный Наследник и Обладатель воли Отца Своего. Пребывает в Его любви, но в ней и сам восприемлет в Свою любовь все, Отцу любезное, как глаголет: возлюби Мя Отец, и Аз возлюбих вас (Ин.15:9 и 10). И таким образом любовь Отца небесного, чрез Сына, простирается к миру: любовь единосущного Сына Божия вместе и восходит к Отцу небесному, и нисходит к миру. Здесь имеющий очи да видит глубочайшее основание и первоначальный внутренний состав креста, из любви Сына Божия ко Всесвятому Отцу Своему, и любви к человечеству согрешившему, одна другую пресекающих, и одна другой придержащихся, по-видимому разделяющих единое, но воистину соединяющих разделенное. Любовь к Богу ревнует по Боге, – любовь к человеку милует человека. Любовь к Богу требует, чтобы соблюден был закон правды Божией, – любовь к человеку не оставляет и нарушителя закона погибать в неправде своей. Любовь к Богу стремится поразить врага Божия[4], – любовь к человеку вочеловечивает Божество, дабы посредством любви к Богу обожить человечество и, между тем как любовь к Богу возносит от земли Сына человеческаго (Ин.12:32 и 34), любовь к человеку разверзает объятия Сына Божия к земнородным, сии противоположные стремления любви соприкасаются, сорастворяются, уравновешиваются и слагают из себя то дивное средокрестие, в котором прощающая милость и судящая истина сретаются, правда Божества и мир человечества лобызаются, чрез которое небесная истина возсиявает от земли, и правда уже не грозным оком приникает с небеси; Господь дает благость земле, и земля дает плод свой небу (Пс.84:11–13).

Крест Иисусов, сложенный из вражды Иудеев и буйства язычников, есть уже земной образ и тень сего небесного Креста любви. Без сего мог ли бы оный не токмо удержать на себе, даже до смерти, Держащего дланию жизнь всего живущего, но даже и коснуться рамен Того, для избавления Которого вящше дванадесяти легионов Ангелов ожидали токмо мановения. Вотще мрачное полчище подъемлет оружие, дабы взять Его в плен, и готовит узы Ему: освещая путь свой огнем злобы, оно не видит, что Он уже пленен и связан собственною Своею любовию, яко смерть, крепкою (Песн.8:6). Вотще вопиет беззаконное соборище: мы закон имамы, и по закону нашему должен есть умрети (Ин.19:7), – он умрет не по-иному, как по сему своему закону: больши сея любве никтоже имать, да кто душу положит за други своя (Ин.15:13). Вотще повторяют хулители: аще Сын еси Божий, сниди со креста (Мф.27:40), – Сын Божий тем-то самым и дает познать Себя, что не снидет со креста, доколе не истощит всего Себя в сугубом стремлении любви к Отцу Своему, Которому наконец предает дух Свой, и к человекам, для которых источает воду очищения и кровь жизни. О сем познахом любовь, яко Он по нас душу Свою положи (1Ин.3:16). Углубляйтесь, христиане, в сие великое познание не одним словом и языком, или слухом праздным, но духом и истиною: и вы приидете наконец в то, если можно так сказать, содружество креста, что не будете находить сладчайшего удовольствия, как в духе созерцания взывать с Богоносным мужем: Любовь моя распялася! (Игнатий Богоносец).

Любовь Божия, непосредственно действующая в кресте Иисусовом, без сомнения долженствовала сообщить ему Божественную силу. И как быстро, как обильно, как неизмеримо далеко течет из него сия победоносная сила!

Аще зерно, – так говорил Иисус Христос о Себе Самом, – аще зерно пшенично пад на земли, не умрет, то едино пребывает: аще же умрет, мног плод сотворит (Ин.12:24). О, как скоро сие зерно Божественного семени, умирающее на кресте, дает окрест себя отрасли новой жизни! Смотрите, как, еще прежде кончины Иисуса, на древе проклятия, в устах разбойника, процветает молитва: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем! (Лк.23:42), и сей подлинно райский цвет в тот же день преносится в рай Божий. Смотрите, как, вместе с потрясенною землею и расседшимися камнями, сокрушается каменное дотоле сердце язычника и немедленно износит зрелый плод устен, исповедующихся Спасителю: воистину Божий Сын бе Сей (Мф.27:54). Каким непреодолимым влечением «оставившие Иисуса»[5] живого собираются окрест Его креста и гроба! Наипаче же явилась победа креста в Иосифе Аримафейском. Доколе он знал Иисуса, как пророка и чудотворца, он не имел мужества открыть себя Его ученикам: потаен страха ради Иудейска (Ин.19:38). Но когда узнал, что Иисус умер «смертию осужденного»[6], то Вознесенный от земли повлек его к Себе с такою силою, что он не внял ни чести, ни боязни человеческой, и не поколебался обнаружить даже пред правительством свое участие в Распятом: дерзнув вниде к Пилату, и проси телесе Иисусова (Мк.15:43). Не тою ли же силою и давно согнившие в вертограде смерти зерна показали необычайный плод, – и многа телеса усопших святых восташа? (Мф.27:53).

Чем далее простираться будет сила Креста, тем более торжественны будут ее действия. Она сосредоточит в едином Иисусе распятом всякую власть на небеси и на земли; даст ощутить силу благодатного владычества Его и сущим в темнице духам; вознесет Его превыше всех небес; низведет Им оттоле Утешителя, Который не пришел бы, если бы Иисус не прошел путем Креста и не соделал его путем истинно царским. Тогда любы Божия беспрепятственно и преизобильно излиется в жаждущие сердца верующих Духом Святым (Рим.5:5), и, несмотря ни на какие препятствия, поведет крестными подвигами искупленный мир ко всеобщему торжеству освящения и прославления. Пусть враги креста Христова устроят новый крест для Его Церкви: они готовят ей тем новую победу и новую славу. Пусть мудрецы века сего огласят слово крестное юродством: оно будет юродством только для погибающих. Пусть Иудеи – древние или новые – просят знамения, не примечая знамений, совершающихся пред их очами, и Еллины ищут собственной премудрости слова там, где должно деятельно веровать в Премудрость Божию: истинная Церковь всегда будет проповедовать Христа распята; Иудеем убо соблазн, Еллином же безумие, и Он всегда будет, для званных «Богом»[7], Христос, Божия сила и Божия премудрость (1Кор.1:18–24). Пусть, наконец, настанут и те лютые времена, когда человеки здраваго учения не послушают, но по своих похотех изберут себе учители, чешеми слухом, и от истины слух отвратят, «и к баснем уклонятся»[8] (2Тим.4:3 и 4); во след за лжеучением приведут богоотступление, и самую любовь иссушат преумножением беззакония: по мере сих событий сила крестная, как при втором распятии Господа, проникнет с новым обилием все человечество и всю природу, сотрясет всю землю, разрушит в ней то, что было твердо, низринет то, что возвышалось, затмит то, что блистало, не столько в отмщение врагам Божиим, которые обыкновенно сами уготовляют себе гибель, сколько для того, чтобы ускорить и довершить привлечение всего к Вознесенному от земли. Равным образом и любовь, подобно предуготовленному елею мудрых дев, неприметно для юродивых, соблюдется дотоле, как явится вожделенный Жених, и она седмеричным пламенем воспылает в день брака агнчего; – и дотоле, как прейдут и небо и земля, и вера и надежда, и будет Бог всяческая во всех (1Кор.15:28), поелику во всех Богоносных сердцах будет любовь, излиянная в них Духом Святым чрез язвы крестные.

Вот, христиане, и начало, и средина, и конец креста Христова – все одна любовь Божия! Как в чувственном сем мире, куда ни прострем взор к Востоку или Западу, к Югу или Северу, всюду зрение упадает в неизмеримость неба: так в духовной области тайн, по всем измерениям креста Христова, созерцание теряется в беспредельности любви Божией. Прекратим дерзновенное о сем немотствование. Слово крестное чем более изрекается, тем более онемевает язык плоти, и око земного ума слепотствует от избытка небесного света крестного. Сам вечный Художник креста, Отец Господа нашего Иисуса Христа, да даст вам по богатству славы Своея, силою утвердитися духом Его во внутреннем человеце; вселитися Христу верою в сердца ваша: в любви вкоренени и основани, да возможете разумети со всеми святыми, что широта и долгота и глубина и высота, разумети же в сем непостижимом многокрестии единую преспеющую разум любовь Христову, да исполнитеся во всяко исполнение Божие (Еф.3:14–19).

Впрочем, вспомним, что если мы не по имени токмо христиане, но или есмы, или хотя желаем быть истинными последователями Иисуса Христа, то имеем и свой крест, по его заповеди: аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет (Мф.16:24). Поелику же наш крест должен быть подобием Креста Христова, то не отрадно ли теперь помыслить, что и наш крест должен состоять из единой любви? Так, христиане, сей крест, от которого миролюбцы бегут, как от мучителя[9], и от которого самые крестоносцы нередко стонут, но большею частию потому, что благое и легкое бремя Христово, по неведению, малодушию, неопытности, увеличивают собственными тяжестями, – сей страшный крест весь из любви – что может быть утешительнее? – весь из любви состоять должен. Но да принесет ныне каждый из нас малый крест свой и приложит к великому Кресту Христову, дабы видеть, сообразен ли оный своему первообразному: ибо мы должны ведать, что всякий крест, не подобный Кресту Христову, не вознесет нас от земли, но падет и с нами и истрыется под нами в дрова огню гееннскому. Итак, воззрим еще раз на Крест Господень. Се любовь Отца небесного распинает за нас единородного Сына Своего, – как сообразуется сему наша любовь? Совершаем ли мы дело Авраама (Быт.22), возношение на жертвенник любви Божией всего нам любезного, без колебания, без остатка собственности, паче упования? Се любовь Сына Божия сама предает себя на распятие не токмо Святейшей руке Отца Своего, но и рукам грешников: научила ли любовь и нас неограниченной сей преданности судьбам Божиим, с которою бы мы, как Исаак, всегда были готовы быть жертвою – для славы ли Божией, для очищения ли собственного, для блага ли ближних? Се любовь Божия, изливающаяся Духом Святым, наполняет горняя и дольняя, объемлет время и вечность, дабы и ожестевшее и омертвевшее враждою против Бога растворить в живоносную и блаженную любовь: умеет ли и наша любовь побеждать злое благим, благословлять клянущих, молиться за распинающих и не знать ни одного врага во всем мире, хотя бы он не давал нам ни одного друга? – Не умножим сих вопрошений. Здесь должна продолжать беседу – совесть каждого, которая и возвестит нам, ныне, или некогда, непременно, или горе, ожидающее врагов креста, или победу, мир и славу его любителей, по суду закланного на кресте Агнца Божия, Ему же от всякого создания благословение и честь и слава и держава во веки веков (Апок.5:13). Аминь.

Святитель Филарет Московский

17

В храме Гроба Господня сегодня, в Великую Субботу, сошел Благодатный Огонь!!!
Я всю трансляцию по ТВ не видела, увидела лишь кусочек в конце, как люди в храме Огонь передавали друг другу, умывались им, радовались. Тогда я, тоже радостная, пошла отдыхать перед ночной службой. :) 
-------------------------------------------------------
Благодатный огонь, который считается одним из чудес православного христианства, сошел в субботу в храме Гроба Господня в Иерусалиме.

Огонь возгорелся после молитвы патриарха Иерусалимского Феофила и десятков тысяч паломников, заполнивших в предпасхальный день храм, площадь перед ним и прилегающие улицы.
Святой огонь появился в Кувуклии - часовне внутри храма, над каменным ложем, на котором, как верят христиане, покоилось снятое к креста тело Иисуса Христа.
Патриарх находился в Кувуклии без каких-либо средств для искусственного получения огня. Когда чудо произошло, он начал раздавать частицы пламени паломникам.
Те зажигают свечи, делясь огнем с соседями. За считанные секунды пламя распространяется по всему храму, выплескивается на площадь перед ним, растекается по соседним улочкам.
Верующие буквально умываются огнем, который, как они утверждают, в первые минуты не обжигает.
Благодатный огонь получила и российская делегация, которую направил в Иерусалим Фонд Андрея Первозванного. Паломническую миссию возглавляют председатель попечительского совета ФАП президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин и епископ Красногорский Иринарх.
Сегодня же в особых "олимпийских" светильниках огонь доставят в Москву на патриаршее пасхальное богослужение в храме Христа Спасителя и развезут по десяткам городов.

Вековая традиция

Первое упоминание о схождении Благодатного огня в канун Воскресения Христова датируется IV веком. Явление, которое происходит раз в год, до сих пор не объяснено наукой. Христиане верят в чудесное, божественное происхождение пламени.
Церемония - "литания" - начинается ранним утром с осмотра и опечатывания Кувуклии. В храме проходят торжественные процессии армянского, коптского и сирийского духовенства. Их сопровождают "каввасы" - стражники в турецкой форме.
Прокладывая путь сквозь толпу, каввасы громко стучат посохами о каменные плиты. Паломники скандируют "аксиос" (по-гречески - "достоин") и молятся на разных языках о даровании священного пламени. Особенно эмоциональны представители православной арабской молодежи. Сидя на плечах друг друга, они устраивают потасовки и выкрикивают: "Нет веры кроме веры православной, Христос - истинный Бог".
В полдень от греко-православной патриархии к Гробу Господню начинается главный крестный ход во главе с иерусалимским патриархом. Шествие завершается у входа в Кувуклию. Внутрь вносят большую лампаду, в которой должен возгореться огонь, и 33 свечи - по числу лет земной жизни Иисуса.
Патриарх входит в Кувуклию в одном полотняном подряснике, демонстрируя, что при нем нет спичек или иных средств получения огня. Вход за ним вновь опечатывают, и начинается напряженное ожидание чуда.
Считается, что, если молитва останется без ответа, это станет зловещим предзнаменованием для всего человечества, а сам храм будет разрушен.
Ожидание длится от нескольких минут до нескольких часов. Перед схождением огня храм периодически озаряют всполохи света, похожие на вспышки фотоаппарата. Иногда, по рассказам очевидцев, сами собой загораются лампады и свечи в руках молящихся.
Благодатный огонь патриарх передает наружу через круглые оконца Кувуклии. Паломники, стоящие в первых рядах, зажигают от него свои свечи и тут же делятся пламенем с соседями.
---------
В Великую субботу 1579 года, когда Османской империей правил султан Мурад III, а Патриархом был Софроний IV (1579—1608), армяне подкупом добились у иерусалимского паши позволения им одним быть в храме Воскресения Христова в Великую субботу. Поэтому православный Патриарх вместе с народом не были допущены внутрь и вынужденно молились перед входом в храм. Ожидание уже сильно затянулось по сравнению с обычным временем и вдруг раздался громовой удар, одна из колонн храма треснула и оттуда брызнул Огонь. Патриарх зажег свои свечи, от него зажгли все православные и все пришедшие в храм. При этом православные арабы от радости стали прыгать и громко кричать, прославляя Бога, от этого и идёт их обычай шумно и громко славить Бога в храме каждую Великую субботу. Кроме того, предание сообщает, что один из турецких офицеров, мусульманин по имени Омир, увидев чудо с Огнем из колонны, бесстрашно и громко исповедал перед всеми что он теперь тоже христианин. За это он был тут же обезглавлен и тело его сожжено на площади перед храмом. Православные собрали пепел и кости Омира, поместили в раку и поставили в женском монастыре Введения Пресвятой Богородицы, где они находились до конца XIX века, источая благоухание. Память святого новомученика Омира совершается 19 апреля (1 мая).

18

Ольга написал(а):

Какой страшный день сегодня

Страшный. А у нас в Страстную Пятницу была жуткая гроза. Страшная. Небо заволокли черные, тяжелые тучи, стемнело рано. И в этой темноте такой гром гулкий, молнии ослепительные... Ну жуть. У нас с первыми каплями дождя вырубило электричество, и мы сидели при свечах. Девочки, ощущения словами не передать...


Вы здесь » Друзья » Жизнь православная » События Страстной недели